О понятыхСледующий пост я буду постепенно дополнять. Хотя я не люблю писать аналитические статьи, но просто не могу не высказаться.
Читать дальшеВ настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находится законопроект о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс. А именно, предполагается исключить из уголовного процесса институт понятых, регламентируемый статьёй 60 УПК.
Спросите любого сотрудника милицииполиции, что он думает об участии понятых в следственных и иных процессуальных действиях – ответ будет на 90% состоять из слов нецензурных. Попробуем разобраться, почему. Объективно и беспристрастно рассмотрим все «за» и «против».
Первый аргумент «против»:
Кабы их толпился полк –
В пререканьях был бы толк.
Ну а нет – хватай любого,
Будь он даже брянский волк.
Л. Филатов, «Сказ о Федоте-стрельце…»
В связи с изменением «правосознания» дорогих граждан и под влиянием политики чморения МВД, которая усиленно педалируется в СМИ, проблема обеспечения участия понятых в следственных и процессуальных действиях, а также ОРМ, с каждым годом становится всё острее. Иногда на поиски и уговоры двух незаинтересованных лиц затрачивается больше времени, чем на само мероприятие. Опять же, нет гарантии, что господа понятые не выкинут во время следственного действия какое-нибудь коленце. Или не заявят в суде, что ничего не помнят и вообще подписывали пустые бланки. Эпиком моего фэйла был осмотр места происшествия, в ходе которого я изъял два фольгированных свёртка с героином. Когда я начал их упаковывать и попросил гражданочку, привлечённую в качестве понятой, поставить подпись на конверте, та неожиданно устроила кошачий концерт, что у неё, дескать намечается отпуск с выездом за границу, что «я ничего подписывать и никуда ходить не буду», «вы меня потом по милициям затаскаете» etc. И весь этот плач Ярославны и наши попытки разъяснить гражданочке, что назвался груздем – полезай в кузов - были записаны на видеокамеру.
Подавляющее большинство граждан с ходу отказываются участвовать в качестве понятых. Как правило, мотивируют нехваткой времени, занятостью, реже - нежеланием затем являться к следователю или в суд. Хотя часть 4 ст. 60 УПК РФ гласит, что «понятой не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд», механизм правового воздействия на несознательных граждан до сих пор не отрегулирован, а ведь с момента вступления УПК в силу прошло более девяти лет. Остаётся лишь одно средство – уговоры. Вопрос: оно мне надо распинаться, дорогие товарищи? Я, например, себя уважаю.
Поэтому в ОВД сложилась практика, что в качестве понятых привлекаются максимально надёжные люди: знакомые и друзья сотрудников полиции, стажёры из гражданских вузов, сотрудники ЧОП или ВОХР, уборщицы – спектр зависит от специфики региона и места службы. Пока эта схема работает, но не факт, что после очередной прокурорской проверки не родится представление с угрозой, что следственные действия, где в качестве понятых привлечены, допустим, сотрудники НОРВ, практиканты и неаттестованная секретарша шефа, будут признаваться недопустимыми доказательствами. Прокуратура такая прокуратура - подобный финт ушами вполне в её духе.
Так что, не проще ли во избежание конфликтов и коллизий вообще убрать из УПК институт, который часто бывает источником проволочек и помех, а его КПД обратно пропорционален количеству усилий, затраченных на его применение?
А тогда граждане, которые милиции не доверяют, объединились бы в общество понятых, куда можно было бы позвонить- и к тебе бегом побежали контролировать.
А вот в описанных случаях что делать, когда понятые не желают ничего подписывать, а без них никуда?
Так что надо налаживать нормальную работу с сочувствующими гражданами, тогда и никаких проблем с понятыми не будет.
У нас граждане не хотят на общественных началах взаимодействовать с милицей, потому как на их взгляд это не несет никакой отдачи.
Да и в принципе, когда надо заранее, проблема действительно решается, как в исходном посте написано, а вот когда нужны неожиданно и срочно- вот это проблема.
- Нет, просто когда просит нормальный человек без отштампованных "02" на лбу - соглашаются охотнее. Я несколько лет помогал товарищам из милиции проникать в любые помещения: я не похож на мента, поэтому со мной нормально разговаривали и открывали двери. А некоторым из них начальство даже наружное наблюдение не доверяло: они сидели в машине, а я ходил на разведку. Потому что некоторые прошаренные дядьки в розыске при виде милиционера в штатском возле своей малины немедленно кидались в бега.
возможно, у вышеназванной гражданочки были неприятные воспоминания о предыдущих случаях общения с органами?
- Так в этом всё и дело. С каждым годом людей, которые имеют неприятные воспоминания о случаях общения с органами всё больше - понятых находить всё труднее.
А тогда граждане, которые милиции не доверяют, объединились бы в общество понятых, куда можно было бы позвонить- и к тебе бегом побежали контролировать.
- Попробуем сейчас реализовать это через общественные советы.
А вот в описанных случаях что делать, когда понятые не желают ничего подписывать, а без них никуда?
- Заранее подготовить своих понятых. Например меня несколько раз привлекали в ситуациях, когда ожидалось оказание давления на понятых. Т.е. свой понятой - это который не боится угроз и не поддастся на подкуп. А ещё тот, который готов добросовестно отработать на обыске, длящемся например сутки. Или сутками сидеть с опергруппой в засаде. "Не имей сто друзей, а имей надёжных понятых!"
Так что надо налаживать нормальную работу с сочувствующими гражданами, тогда и никаких проблем с понятыми не будет.
- Именно!
Я понимаю, когда люди считают, что институт понятых нужен, и сами не отказываются принимать участие.
Но ведь как много тех, кто считает, что менты фальсифицируют все и вся, за ними нужен контроль, но сами ни за что в понятые не пойдут.
Я как-то писала, как на выезде в Сбербанке, где толпилось народищу хренова туча, никто не желал быть понятым, и приходилось фактически унижаться и упрашивать.
Я иногда вообще задумываюсь, насколько сделали в какой-то степени унизительным службу в милиции. Мы всегда всех уговаривать на что-то должны. Как-будто это нужно исключительно нам.
На пустом месте такие изменения невозможны. У меня есть ассоциации с положением в РПЦ конца XIX-начала XX веков, правда, мало фактов. Но ключевая фраза в обоих случаях: кадровая политика.